Как воспитать послушного ребенка
Версия для слабовидящих:
Для увеличения размера текста нажмите на клавиатуре одновременно клавиши "Ctrl" и "+"

Как воспитать послушного ребенка

Уважаемые коллеги! Очень часто мы сталкиваемся уже в дошкольном возрасте с проблемой непонимания, непослушания, отсутствием контакта между детьми и взрослыми. Почему дети нас не слышат? Почему ребенок растет капризным, упрямым, отказывается слышать и слушать взрослых: маму, бабушку, воспитателя, вредничает, не слушается. Я много читала психологической литературы, наблюдала за поведением детей в детском саду, беседовала с родителями по этому поводу, и пришла к выводу, что мы, взрослые, часто делаем ошибки в воспитании, не придавая значения мелочам, спешим, раздражаемся, требуем послушания, а взамен получаем обратное.  Сегодняшнюю беседу о том, как воспитать послушного ребенка я бы разложила на ошибки воспитания и работу над ошибками.  У кого-то их пять, семь, я же выделила одиннадцать. Буду очень рада, если прочитав мою статью, мамы и воспитатели не только станут руководствоваться ею, но и подскажут мне еще какие-либо ошибки воспитания.

ОШИБКА 1. ОТСУТСТВИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО КОНТАКТА Малышам доступно только гибкое одноканальное внимание. Это оз­начает, что мозг ребенка способен сконцентрироваться только на одной задаче (например, на строительстве тоннеля из стульев). Бессмыслен­но раздражаться, что увлеченный игрой малыш вас «не слышит» - он пока просто не способен на это. Тем более что наши слова доносятся откуда-то сверху, в то время как «настоящая» жизнь проходит здесь, под стульями!

Работа над ошибками. Прежде чем давать указания, необходимо переключить внимание ребенка на себя. Присядьте на корточки, по­смотрите ребенку в глаза (можно прикоснуться или взять за руку). Обратитесь к нему по имени: «Даша, посмотри на меня», «Тёма, по­слушай, что я скажу» и т. п. Малыша старше 3,5 полезно попросить повторить, что он услышал. Задания, которые выдаешь сам себе, вы­полнять гораздо приятней.

 

ОШИБКА 2. ПРОСЬБА, СОСТОЯЩАЯ ИЗ НЕСКОЛЬКИХ «Сними сапоги, вымой руки и за стол», - на наш взгляд, просьба проста, как дважды два. А вот для ребенка младше 3,5-4 лет это до­вольно сложный алгоритм. Попробуй запомнить последовательность, ничего не пропустив! Вот малыш и «застревает» в прихожей.

Работа над ошибками. Разбивайте сложную задачу на простые. Вы­давайте ребенку только одно короткое задание, например: «Сними ва­ленки». К следующему переходите, когда указание №1 будет выпол­нено.

 

ОШИБКА 3. «КОСВЕННЫЕ» УКАЗАНИЯ Например: «Ты еще долго будешь сидеть в грязи?», «Тебе что, нра­вится ходить с липкими руками?». «Малыши понимают все буквально,

 говорит психолог».  Догадаться, что в нашем вопросе заключено руководство к действию, им пока трудновато».

Работа над ошибками. Стоит помнить, что ребенок еще только осва­ивает родной язык. Поэтому все просьбы должны звучать так, чтобы их можно было понять однозначно.

 

ОШИБКА 4. МНОГОСЛОВНОСТЬ.

«Саша, сколько раз тебе можно говорить, не прыгай со стульчика на пол! Ты уже забыл, как расквасил нос, хочешь свалиться еще раз?., и т. д.». «Понятно, что у взрослого, который выдает «речь», что называется, «накипело» и он хочет как-то прекратить опасное поведение ребенка. Но выслушивая длинную нотацию, ребенок толь­ко путается в словах и забывает, о чем, собственно, идет речь.

 Рабо­та над ошибками. Не стоит припоминать ребенку «прошлые» грехи. Не нужно пугать грядущими неприятностями. Малыш живет «здесь и сейчас», поэтому попытка повлиять на него долгими объяснениями бессмысленна. Лучше всего в такой момент сказать коротко: «Прыгать со стульчика нельзя, это опасно». После этого можно превратить ситуацию в шутку - например, снять шалуна  и покружить, поиграть в самолетики. Или переключить внимание - например, предложить по­соревноваться, кто лучше перепрыгнет через разложенные на ковре листки бумаги. Одним словом, найти более безопасный выход для энергии, переполняющей малыша. И самое главное правило - если не можете изменить поведение ребенка, меняйте обстоятельства, которые провоцируют опасное поведение. Например, заберите стульчик у ребенка и сядьте на него.

 

ОШИБКА 5. КРИК Ребенок попросит прошения, скажет, что все услышал и понял. На самом деле он не услышал - не до того было. Главной целью было - предотвратить наказание. Кроме того, крик вызывает тревогу, страх. А страх снижает способность мыслить. «Вспомните, как вы сами себя чувствуете, если с вами на повышенных тонах разговаривает кто-то значимый, например начальник, - советует психолог. - Наверняка бы­вает ощущение, что теряетесь, как будто «глупеете»? То же самое про­исходит и с ребенком».

Работа над ошибками. Лучший способ удержать эмоции под контро­лем - быть последовательными. Если ребенок поймет, что нет способа выпросить часовое сидение перед телевизором, он перестанет игнори­ровать просьбу выключить мультики.

 

ОШИБКА 6.ОЖИДАНИЕ НЕМЕДЛЕННОГО ИЗМЕНЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ Американский педагог Мэри Бада Роу в ходе экспериментов обнару­жила, что дети воспринимают сказанное не так быстро, как взрослые, а с задержкой в несколько секунд. В том числе и потому, что произволь­ное внимание (то есть умение усилием воли отвлекаться от интересно­го в пользу необходимого) полностью формируется у малыша только к 6-7 годам. Это значит, что быстро переключаться с того, что интересно ему (например, возить по полу табуретки) на то, что «интересно» вам (одеться и отправиться на прогулку) ребенок младше шести попро­сту не может.

Работа над ошибками. Давайте малышу «временной» запас. Напри­мер, мама пришла за ребенком, а чадо никак не может оторваться от игры. До­говоритесь с ним, сколько раз он сможет съехать с горки перед уходом домой, тогда ваша просьба наверняка будет услышана. Вариант: если карапуз «не слышит», что пора оставить машинки и пойти обедать, - предложите машинкам посоревноваться - кто быстрее доедет до кухни и т. п.

 

ОШИБКА 7. МЕТОД «ЗАЕЗЖЕННОЙ ПЛАСТИНКИ»

Плох для ребенка, потому что он не привыкает к самостоятельности. Воспитатель в этот раз не напомнила, что надо вымыть руки после туале­та, значит, их мыть не обязательно. Плох для взрослого, потому что даже самый терпеливый человек, вынужденный постоянно быть «пластин­кой», истощается и может однажды из-за пустяка сорваться на малыша накричать или отшлепать.

Работа над ошибками. У детей очень развита зрительная память, поэтому для освоения режимных момен­тов очень эффективно работают картинки-напоминалки. Например, в полтора-два года кроха уже способен усвоить, что надо мыть руки в трех случаях: перед едой, после «похода» на горшок и после прогулки. Повесьте в ванной и в прихожей яркие картинки, посвященные этим трем ситуациям. Каждое мытье рук ребенок охотно будет отмечать яр­ким кружочком или крестиком.

 

ОШИБКА 8. ПРОСЬБА «ОТРИЦАНИЕ»

«Не лезь в лужу!», «Не хлопай дверью!» Детское восприятие «про­пускает» частицу «не», и малыш то и дело воспринимает родительский запрет как заманчивое предложение.

Работа над ошибками. Предложите интересную альтернативу. На­пример: «Давай попробуем обойти лужу по этому узкому бордюрчику» или «Сможешь закрыть дверь, чтобы никто не услышал?»

 

ОШИБКА 9. ПОСТОЯННОЕ ОДЕРГИВАНИЕ «Как правило, то и дело одергивают ребенка тревожные взрослые, кото­рые испытывают постоянный страх за малыша и справляются с этим страхом с помощью гиперопеки. «Не наступи в грязь», «Осторожно, порог», «Стой, там лужа» - и так целый день. В какой-то момент уставший от давления ребенок начинает восприни­мать нашу речь просто как «фон».

Работа над ошибками. Попробуйте посчитать, сколько раз за час (на­пример, за прогулку), вы делаете ребенку замечания. Какие из этих за­мечаний вполне можно было бы и не делать? Не одергивайте его по лю­бому поводу, а старайтесь быть рядом, когда малыш активен. Залезайте вместе с ним на горку, сходите за компанию посмотреть, что там лежит в кустах, вместе посмотрите на собаку. Кроха обязательно «скопирует» ваше безопасное поведение.

 

ОШИБКА 10. НЕУМЕНИЕ СЛЫШАТЬ РЕБЕНКА  Бывает, что мама и ребенок проводят вдвоем целый день, но сложно сказать, что они долго были вместе.  На­пример, малыш хочет рассказать маме что-то, с его точки зрения, очень важное про найденный в песочнице камушек. Но мама увлечена разго­вором с подругой: «Подожди!» Или по дороге в магазин карапуз что-то увлеченно рассказывает, мама рассеянно кивает головой, погруженная в свои мысли.

Работа над ошибками. Ребенок учится у нас всему, в том числе и ис­кусству коммуникации. Не так важно, сколько времени вы проводите с малышом, важнее, как вы его проводите. Попробуйте на час-два полностью погрузиться в игру, сосредоточившись только на общении с малышом. Он наверняка «насытится» вниманием и захочет поиграть самостоятельно, оставив вам время и на разговор с подругой, и на размышления. А вот ребенок, с которым проводят целый день «рядом, но не вместе», привыкает «выпрашивать» внимание с по­мощью шалостей.

ОШИБКА 11. НАУЧИ ДРУГОГО!

Как указать малышу на ошибки, не превратившись в «пилу»? Можно делегировать ему полномочия «старшего». Первый этап обучения че­му-либо - например, умению правильно переходить дорогу или поль­зоваться вилкой - должны пройти «дублеры» малыша - его любимые игрушки. Ваша задача с помощью ребенка дать игрушкам подробные инструкции: «Накалываешь кусочки котлеты? Опусти вилочку зубцами вниз, А чтобы донести до рта пюре, поверни вилку изгибом вниз»

 IMG 6244 IMG 6259 IMG 6302

IMG 6463 IMG 6473 IMG 6485

 

Шульженко Н.В.