Образование
Содержание и организация образовательного процесса для детей дошкольного возраста определяется основной общеобразовательной программой дошкольного образования, разработанной на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и дополнительных образовательных программ, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации, а также годовым планом работы.
Уровень образования: дошкольное образование.
Форма обучения: очная.
Нормативный срок обучения: 5 лет (сроки освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования регламентируются действующей лицензией на право ведения образовательной деятельности)
Язык осуществления обучения: русский.
ПОЛОЖЕНИЕ о языках образования в МБДОУ детский сад «Березка»
Об использовании при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
В МБДОУ детский сад «Березка» электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ непосредственно воспитанников в рамках реализации образовательных программ, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями не предусмотрены.
Электронное обучение в ДОУ предусмотрено для педагогического и административного состава: использование интернет ресурсов для подготовки занятий, развлечений, самообразования педагогических работников, а также прослушивание вебинаров, прохождения дистанционных курсов повышения квалификации, профессиональной переподготовки педагогов. Также образовательные ресурсы
используются родителями воспитанников в процессе реализации воспитательного процесса дома.
Численность обучающихся
Информация о численности обучающихся МБДОУ детский сад Березка на 01.09.2023 г.
14 групп, 374 ребенка, в том числе:
1-я младшая разновозрастная группа общеразвивающей направленности для детей (от 2 до 5 лет) – 37
2-я младшая разновозрастная группа общеразвивающей направленности для детей (от 3 до 5 лет) – 35
1 разновозрастная группа кратковременного пребывания общеразвивающей направленности для детей от 5 до 7 лет - 5
Средняя группа общеразвивающей направленности для детей (от 4-5 лет) – 33
Старшая группа комбинированной направленности для детей (от 5 - 6 лет) – 16
Подготовительная группа комбинированной направленности для детей (от 6-7 лет) – 16
Детский сад «Орленок» - филиал МБДОУ детского сада «Березка»
Средняя разновозрастная группа для детей (от 2-6 лет) общеразвивающей направленности – 42
Старшая группа комбинированной направленности (от 5-7 лет) – 16
Детский сад «Ромашка» - филиал МБДОУ детского сада «Березка»
Средняя разновозрастная группа для детей (от 2 -6 лет) общеразвивающей направленности – 44
Старшая группа комбинированной направленности для детей (от 5-7 лет) – 16
Детский сад «Теремок» - филиал МБДОУ детского сада «Березка»
Разновозрастная группа для детей (от 1 года до - 7 лет) общеразвивающей направленности – 31
Детский сад «Солнечный зайчик» - филиал МБДОУ детского сада «Березка»
Средняя разновозрастная группа общеразвивающей направленности для детей (от 1-6 лет) – 44
Старшая группа комбинированной направленности для детей (от 5-7 лет) – 16
Настоящая основная образовательная программа (далее – ООП, Программа) является нормативным документом МБДОУ детского сада «Березка», обосновывающим цели, содержание, методики и технологии, формы организации образовательного процесса. Она составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами федерального, регионального, муниципального уровней и локальными актами МБДОУ детский сад «Березка».
ООП ДО строится на основе общих закономерностей развития детей дошкольного возраста с учетом их индивидуальных особенностей и сенситивных периодов развития психических процессов. Она соответствует основным принципам построения и реализации образовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, ИЗДАНИЕ 4-е, переработанное, 2017 г.
Рабочая программа воспитания к основной образовательной программе МБДОУ детского сада «Березка» (РПВ) разработана на основе Программы «От рождения до школы», в соответствии с ФГОС ДО, с учетом поправок в конституцию РФ и изменений в Законе «Об образовании в Российской федерации», а также майского указа Президента (Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года»).
В РПВ обозначены основные цели и задачи воспитания, отражающие интересы человека, семьи, общества и государства. Данные нравственные ориентиры и ожидаемые образовательные результаты воспитательной работы для каждой возрастной группы. Она построена по принципу полноты, необходимости и достаточности.
РПВ нацелена на формирование нравственных основ личности, воспитание положительной мотивации, формирование первичных ценностных представлений у детей в соответствии с их возрастными возможностями.
Задачи и содержание педагогической работы по остальным направлениям развития ребенка (приобщению к труду, формированию навыков здорового образа жизни, экологическому воспитанию, формированию основ безопасности, познавательное, художественно – эстетическое развитие) изложены в основной программе МБДОУ детского сада «Березка».
Рабочие программы показывают как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития воспитанников педагоги создают индивидуальные педагогические модели образования в соответствии с ФГОС ДО. Содержание рабочих программ включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие воспитанников с учетом возрастных и индивидуальных особенностей по образовательным областям – социально - коммуникативное, познавательное, речевое, художественно - эстетическое, физическое развитие. Педагоги разработали рабочие программы в соответствии с основными положениями основной образовательной программы МБДОУ детского сада «Березка». Рабочие программы имеют определенную структуру и состоят из разделов: Титульный лист, Содержание, Раздел 1. Целевой (пояснительная записка, цели и задачи реализации рабочей программы, принципы и подходы в организации образовательного процесса, особенности организации образовательного процесса в группе, возрастные и индивидуальные характеристики особенностей контингента детей, планируемые результаты освоения программы (педагогическая диагностика) Раздел 2. Содержательный: Содержание психолого - педагогической работы по освоению направлений развития ребенка: социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие, физическое развитие, организация прогулок. Раздел З.Организационный: культурно- досуговая деятельность, организация предметно-пространственной среды, взаимодействие с семьями воспитанников, организация взаимодействия с социумом. Приложение к рабочей программе.
Решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непрерывной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов. Через все
рабочие программы ДОУ проходит комплексно - тематический план построения образовательного процесса.
требования педагогам поможет четкая структура рабочей программы, включающая: организацию предметно-развивающей среды, планирование культурно - досуговой деятельности, совместной деятельности воспитателя и детей, самостоятельной деятельности дошкольников, план взаимодействия с семьями воспитанников, и в виде приложения паспорт группы (мониторинг, режим дня, режим двигательной активности и перечень основных видов организованной образовательной деятельности) Примерное описание образовательной деятельности построено на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей. Образовательный процесс подразделен на темы, которые охватываю т определенный временной промежуток (от одной недели до месяца). Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления. Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения .. Такая организация образовательного процесса позволяет достичь положительной динамики развития каждого ребенка на основе социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений в виде целевых ориентиров образования на этапе завершения раннего возраста: ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий; использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек; стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого; проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им; проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства; у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.). При составлении примерного комплексно-тематического планирования содержания организованной деятельности воспитатель использует следующие образовательные области: - Физическое развитие. - Социально-коммуникативное развитие. - Познавательное развитие. - Речевое развитие. - Художественно-эстетическое развитие.
образовательной деятельности построено на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей. Образовательный процесс подразделен на темы, которые охватывают определенный временной промежуток (от одной недели до месяца). Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления. Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения. Такая организация образовательного процесса позволяет достичь положительной динамики развития каждого ребенка на основе социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений в виде целевых ориентиров образования в младенческом и раннем возрасте. При составлении примерного комплексно-тематического планирования содержания организованной деятельности воспитатель использует следующие образовательные области: - Физическое развитие. - Социально-коммуникативное развитие. - Познавательное развитие. - Речевое развитие. - Художественно-эстетическое развитие.
деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, элементарной трудовой, познавательно-исследовательской, изобразительной, музыкальной деятельности, восприятия художественной литературы и фольклора, конструирования из различных материалов) (далее по тексту - «организованная образовательная деятельность»); - образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; - самостоятельную деятельность детей; - взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, специфики дошкольного учреждения, от опыта и творческого подхода педагога **. Реализовать программные требования педагогам поможет четкая структура рабочей программы , включающая в себя: паспорт группы; организацию предметно-пространственной развивающей среды; мониторинг; организацию жизни и воспитания детей (примерные режим дня и перечень основных видов организованной образовательной деятельности; планирование культурно- досуговой деятельности); планирование совместной деятельности воспитателя и детей и самостоятельной деятельности детей; план взаимодействия с семьями воспитанников; карту профессиональной деятельности воспитателя. Примерное описание образовательной деятельности построено на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей. Образовательный процесс подразделен на темы, которые охватывают определенный временной промежуток (от одной недели до месяца). Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления. Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения. Такая организация образовательного процесса помогает добиться положительной динамики в развитии каждого ребенка на основе социально-нормативных возрастных характеристик, возможных достижений в виде следующих целевых ориентиров образования на этапе завершения дошкольного образования: - ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; - обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других; адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; - обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности (прежде всего в игре); владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; - достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать
свои мысли и желания, использует речь для выражения своих чувств; строит речевые высказывания в ситуации общения; может выделять звуки в словах; у ребенка складываются предпосылки грамотности; - у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; - ребенок способен к волевым усилиям; может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками; может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; - проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать; обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы; обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.; склонен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. При составлении примерного комплексно-тематического планирования содержания организованной деятельности использовались следующие образовательные области : - Физическое развитие. - Социально-коммуникативное развитие. - Познавательное развитие. - Речевое развитие. - Художественно-эстетическое развитие.
Именно его деятельность должна быть четко спрогнозирована и скоординирована. Согласно рабочей программе воспитателя планирование образовательного процесса подразделяется: - на образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, элементарной трудовой, познавательно-исследовательской, изобразительной, музыкальной деятельности, восприятие художественной литературы и фольклора, конструирование из различных материалов) (далее по тексту - «организованная образовательная деятельность»); - образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; - самостоятельную деятельность детей; - взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольной организации, культурных и региональных особенностей, специфики дошкольной организации, опыта и творческого подхода педагога. Реализовать программные требования педагогам помогает четкая структура рабочей программы, включающая в себя, организацию предметно-развивающей среды, планирование культурно-досуговой, совместной деятельности воспитателя и детей, а также самостоятельной деятельности детей, план взаимодействия с семьями воспитанников и в виде приложения паспорт группы (мониторинг, режим дня, режим двигательной активности, перечень основных видов организованной образовательной деятельности) Образовательная деятельность воспитателя построена на комплексно-тематическом принципе и предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях. Образовательная деятельность подразделена на темы, которые охватывают определенный временной промежуток (от одной недели до месяца). Темы помогают организовать информацию оптимальным образом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления. Тематический принцип построения образовательной деятельности позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику работы группы. При составлении примерного комплексно-тематического планирования содержания организованной деятельности охвачены все взаимодополняющие образовательные области, установленные ФГОС ДО как «структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей»: - Физическое развитие. - Социально-коммуникативное развитие. - Познавательное развитие. - Речевое развитие. - Художественно-эстетическое развитие.
продолжают учить детей воспринимать и запоминать информацию, получаемую от взрослых, находить решение поставленных задач, воспитывают умение действовать самостоятельно и в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми, развивают коммуникативные качества, способствуют проявлению любознательности в повседневной жизни. Гармоничное развитие старших дошкольников может быть обеспечено лишь в единстве образовательной и оздоровительной работы. В детском саду осуществляется взаимозависимость физического и психического развития дошкольников, поэтому необходимо все гигиенические, оздоровительные и образовательные мероприятия объединить в согласованную систему. В связи с этим дошкольные образовательные организации меняют уровень подготовки детей к школе в соответствии с действующими государственными образовательными стандартами, являющимися основой для разработки рабочей программы воспитателя. Основной формой работы с детьми дошкольного * возраста и ведущим видом деятельности для них является игра . Одним из самых главных ответственных лиц за осуществление эффективной педагогической работы в соответствии с ФГОС ДО является воспитатель. Именно его деятельность должна быть четко спрогнозирована и скоординирована. Согласно рабочей программе воспитателя планирование образовательного процесса подразделяется: - на образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, элементарной трудовой, познавательно-исследовательской, изобразительной, музыкальной деятельности, восприятие художественной литературы и фольклора, конструирование из различных материалов) (далее по тексту - «организованная образовательная деятельность»); - образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; - самостоятельную деятельность детей; - взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольной организации, культурных и региональных особенностей, специфики дошкольной организации, опыта и творческого подхода педагога. Реализовать программные требования педагогам помогает четкая структура рабочей программы, включающая в себя, организацию предметно-развивающей среды, планирование культурно-досуговой, совместной деятельности воспитателя и детей, а также самостоятельной деятельности детей, план взаимодействия с семьями воспитанников и в виде приложения паспорт группы (мониторинг, режим дня, режим двигательной активности, перечень основных видов организованной образовательной деятельности) Образовательная деятельность воспитателя построена на комплексно- тематическом принципе и предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях. Образовательная деятельность подразделена на темы, которые охватывают определенный временной промежуток (от одной недели до месяца). Темы помогают организовать информацию оптимальным образом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления. Тематический принцип построения образовательной деятельности позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать
специфику работы группы. Такая организация образовательной деятельности помогает обеспечить достижение положительной динамики развития каждого ребенка на основе социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений в виде следующих целевых ориентиров образования на этапе завершения дошкольного образования: - ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; - обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других; адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; - обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности (прежде всего в игре); владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; - достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использует речь для выражения своих чувств; строит речевые высказывания в ситуации общения; может выделять звуки в словах; у ребенка складываются предпосылки грамотности; - у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; - ребенок способен к волевым усилиям; может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками; может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; - проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать; обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы; обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.; склонен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. При составлении примерного комплексно-тематического планирования содержания организованной деятельности охвачены все взаимодополняющие образовательные области, установленные ФГОС ДО как «структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей»: - Физическое развитие. - Социально-коммуникативное развитие. - Познавательное развитие. - Речевое развитие. - Художественно-эстетическое развитие.