Рекомендации по адаптации детей к детскому саду
Версия для слабовидящих:
Для увеличения размера текста нажмите на клавиатуре одновременно клавиши "Ctrl" и "+"
Рекомендации по адаптации детей к детскому саду

Заканчивается учебный год. Скоро будет выпуск детей из детского сада в школу, а это значит, что к воспитанникам детского сада добавятся новые, маленькие дети.

Для того чтобы ребенок мог по возможности быстро и безболезненно адаптироваться к новым условиям, в семье необходимо готовить его к поступлению в детский сад.

Адаптационный период маленькие дети переносят крайне тяжело. Для любого ребенка посещение детского сада – сильнейший стресс. Даже здоровый ребенок растеряется, впервые попав в совершенно новую обстановку, где нет мамы, которая помогла бы разобраться, привыкнуть, освоиться; где много совершенно незнакомых детей, некоторые из которых плачут; ходят чужие взрослые, которых надо слушаться: они предлагают есть незнакомую еду из чужих тарелок, кладут спать в незнакомую кроватку и нет любимой игрушки, с которой засыпаешь дома.

Вернувшись домой, первое, что испытывает малыш, невероятное облегчение и чувство голода. Дает о себе знать и нервное напряжение: малыш плаксив, не отпускает от себя маму ни днем, ни ночью, долго не может заснуть, часто просыпается с плачем.

Такие испытания не проходят бесследно и, как правило, через 3-4 дня ребенок заболевает. Сказывается и то, что организм ослаб, т.к. малыш на протяжении нескольких дней не доедал, не досыпал. Не следует забывать о том, что дети попадают в чужеродную аэробную среду, и в группе всегда найдутся те, у кого першит в горле или капает из носа. Кто-то чихнул рядом, кашлянул в лицо. Много ли надо новенькому? Особенно часто в период адаптации болеют ослабленные дети; характер их заболеваний сложнее, чем обычное ОРЗ, ОРВИ.

Поведение детей в период адаптации трудно спрогнозировать даже самым внимательным мамам: узнав от воспитателя, как вел себя малыш в группе, родители бывают удивлены, озадачены. Они не знали своего ребенка с такой стороны!

Что же следует делать родителям, чтобы облегчить период привыкания ребенка и сократить его длительность?

Особенное значение при поступлении ребенка в детский сад имеет его физическая подготовленность. Организм детей первых лет жизни в большей мере, чем в старшем возрасте, подвержен заболеваниям, и родители должны закалять их. С этой целью необходимо обеспечить малышу пребывание на свежем воздухе в любое время года. Приучите ребенка проводить гимнастику, учите выполнять доступные физические упражнения, развивайте навыки ходьбы, бега, метания, лазания.

Еще важное значение имеет выполнение режима дня, соответствующего возрасту ребенка, для состояния его здоровья и спокойного уравновешенного поведения. Поэтому родителям рекомендуется постепенно приводить домашний режим в соответствии с режимом группы.

Для хорошего самочувствия ребенка в адаптационный период большое значение имеет то, в какой мере сформированы у него необходимые культурно-гигиенические навыки и привычки, навыки самообслуживания.

Родителям следует уделять большое внимание меню малыша. Рекомендуется постепенно вводить те блюда, которые готовят в детском саду.

И однако главной и основной причиной затруднений при адаптации детей в детском саду является отсутствие у них опыта общения со взрослыми и детьми. Чем уже круг общения ребенка до поступления в детский сад, тем длительнее формируются у него отношения с воспитателем и со сверстниками.

Безусловно, в семье возможно и необходимо формировать у ребенка опыт общения не только с близкими, но и другими взрослыми, а также со сверстниками. Однако практика показывает, что чаще всего родители учат ребенка играть, учиться, трудиться и довольно редко учат умению общаться.

И здесь расширять круг общения ребенка надо постепенно, привлекая для этого отзывчивых людей, способных расположить его к себе. Если ребенок в первые минуты теряется, прижимается к маме, не надо настаивать на том, чтобы он подошел к незнакомому человеку, - пусть сначала разглядит его. Затем можно найти и интересный повод для общения: втроем рассматривать игрушку или затеять общую игру.

Приучать ребенка к детскому саду нужно постепенно. В первые дни ребенок должен пребывать в группе не более 2-3-х часов и в присутствии мамы. Рекомендуется выбирать часы, отведенные для прогулок, игр. Чтобы не вызывать тревоги у малыша, напряжения, маме не следует брать его на руки; необходимо спокойно относиться ко всем предложения персонала, помогать воспитателю в выполнении наиболее трудоемких режимных моментов. Для мамы важно сформировать у ребенка положительное отношение к воспитателю и персоналу группы.

Часто родители задают вопросы: как долго будет длиться адаптация детей? Когда маме можно будет выходить на работу? Ответ прост: все зависит от индивидуальных особенностей ребенка, и на сколько правильно родители подготовят его к этому значительному периоду жизни.

Заместитель заведующего МБДОУ детский сад «Березка» Лемешко И.А.