Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста
Версия для слабовидящих:
Для увеличения размера текста нажмите на клавиатуре одновременно клавиши "Ctrl" и "+"

IMG 20190329 075850 «Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста»

Воспитатель: Лукьянова Н.В.

Воспитание экологической культуры – одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. Ребенок должен понять, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе и есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред и человеку.
 Начиная с младшего возраста, мы закладываем в детях первые ориентиры в мире природы. В этом возрасте большое внимание я уделяю наблюдениям.
При наступлении зимы продолжаем с ребятами наблюдения за погодой, снегом. Отмечаем с детьми, что снежинка легкая, пушистая, быстро тает. Гуляя по снегу, рассматриваем свои следы, любуемся красотой деревьев, покрытых пушистым снегом.  Широко использую специально подобранную детскую познавательную литературу, в зависимости от времени года и погоды приобщаю их к красоте художественного слова, заучивая с ними в свободной деятельности наизусть стихи. Для закрепления знаний, полученных во время наблюдений, играю с детьми в дидактические игры: « С какого дерева лист?», « Раз, два, три – к дереву беги».

В ненастные дни провожу с воспитанниками наблюдения за комнатными растениями, сравниваем размер и окраску листьев, обращаю внимание на появление новых листьев. Рассматриваем с детьми демонстрационный материал, подобранный для экологического воспитания, который способствует развитию их внешнего окружающего мира.

Обращаю внимание детей на птиц, которые не улетают в теплые края, а остаются с нами. Объясняю им, что зимой птицам трудно найти корм, что им нужна наша помощь. Летом птицы  охраняют сады и огороды, уничтожают  насекомых — вредителей. Птицы - наши верные друзья.
Непосредственное общение с природой вызывает у детей большой интерес. Играя, наблюдая, проводя опыты с камнями, песком, опавшими листьями ребята становятся любознательными, у них появляется множество вопросов. В моей группе ребята научились наблюдать за природными явлениями, отмечать новое, устанавливать связь между отдельными явлениями, передавать свои впечатления. Никто из них не срывает больше без цели цветы, не ломает ветки, не топчет муравейник. Хорошим средством привлечения внимания детей являются сказки о животных, которые легко и органично входят в жизнь ребенка.

Наблюдения сочетаются с трудовой деятельностью детей, с умением выполнять какую – то работу. В процессе такой работы у них воспитывается трудовые умения и правильное отношение к труду, чувство ответственности за выполненную работу. « Посадим берёзку», «Покормим птиц», «Вырастим лук».

Дети учатся видеть красоту в любых естественных проявлениях здорового живого организма и наслаждаться ею, понимать красоту природы, запечатленную в произведениях искусства и создавать ее своими руками через разные формы изобразительной деятельности.

Работа с родителями по экологическому воспитанию является одной из составных частей совместной работы детского сада и семьи. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. Поэтому я стараюсь довести до сознания родителей, что воспитание экологической культуры младших дошкольников крайне необходимо.           

Хочется верить, что моя работа по данной теме поможет заложить основу для воспитания экологической культуры дошкольников.